Как составить резюме

Материал из Рулуса

В идеале ваше резюме должно занимать одну страницу. Но никак не больше двух, при этом шрифт должен быть не слишком маленьким. Не забудьте про поля. Обойдитесь без украшательств. Общепринятый формат — документ Word. Если вы пользуетесь бесплатными аналогами Microsoft Word, позаботьтесь о том, чтобы файл был сохранен именно в формате Word (.doc или .docx), а не в каком-то ином. Название файла — не «резюме», а ваша фамилия.

Избавляйтесь от лишнего. Больше — не значит лучше.

Не нужно писать в начале «Резюме», это и так понятно. Сначала крупно напишите ваши имя и фамилию, ниже — ваши номера телефонов и адрес электронной почты.

Номер мобильного телефона следует указывать в таком виде: +7 921 123-45-67

Обязательно укажите цель (предполагаемую должность). Без этого вы произведете впечатление кандидата, который сам не знает, чего хочет.

План резюме

Резюме должно начинаться примерно так:


Иван Иванов
+7 921 123-45-67
moi@adres.ru
Позиция: менеджер по продажам

Далее идут разделы в следующем порядке:

Ключевые навыки

Краткий перечень того, что вы умеете (профессиональные навыки). Например: руководство работой отдела, опыт открытия филиалов с нуля, постановка целей и контроль за достижением результатов. Исходите из тех требований, которые обычно перечисляются в вакансиях на подобную позицию. Не нужно здесь писать «общительность, умение организовывать» и т. п.

Опыт работы

Опыт работы указывается в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы. Не нужно перечислять все предыдущие места работы, достаточно двух-трех. Если какая-то из ранее занимаемых позиций вообще не имеет отношения к той, к которой вы стремитесь, или период работы был небольшим (менее 3 месяцев), пропустите ее. Помните, что резюме должно представлять вас в наиболее выгодном свете.

Период работы

Например, Апрель 2013—по настоящее время.

Место работы и должность

Что указать сначала — организацию или должность? Выберите то, что дает больше плюсов — если это название компании, то укажите сначала его, а если должность — то ее (и выделите шрифтом). Если опыта работы почти нет, сразу после «Ключевых навыков» разместите раздел «Образование».

Функциональные обязанности

Перечислите свои функциональные обязанности на каждом месте работы (не более пяти). Более выгодно начинать со стратегических, а заканчивать исполнительскими.

Результаты и достижения

Это очень важные сведения для специалиста по кадрам, именно они рассказывают о вас как о профессионале. Опишите основные результаты на каждом месте работы — кратко, но конкретно. Вероятно, не стоит указывать абсолютные денежные значения, если речь идет о продажах — обычно такая информация конфиденциальна, поэтому ограничьтесь относительными показателями (проценты, разы).

Образование

Здесь укажите годы учебы, полное название учебного заведения, факультет, специальность. Если вы получили диплом с отличием, отметьте и это. Если вы только что закончили ВУЗ и тема диплома была как-то связана с вакансией, на которую вы претендуете, укажите ее.

Дополнительное образование

Здесь дается информация о законченных курсах повышения квалификации, бизнес-тренингах, посещенных семинарах и т. п. Все это — только если оно имеет отношение к цели резюме.

Дополнительная информация

Укажите здесь информацию о себе: возраст, место проживания, наличие водительских прав, знание иностранных языков, прочие навыки, готовность к командировкам, к переезду.

Хорошим специалистам часто предлагают вакансии в другом городе, поэтому если вы готовы переехать ради хорошей работы, обязательно укажите готовность к переезду.


Советы

Нужно ли перечислять «личные качества»?

Как правило, стандартному набору «личных качеств» (обучаемость, стрессоустойчивость, общительность, аналитический склад ума) не придается значения. Однако на собеседовании вам могут попросить привести примеры, подтверждающие наличие данных качеств.

Указывать ли ожидаемую зарплату?

Если вы посылаете резюме в кадровое агентство, можно указать нижнюю границу ожидаемой зарплаты (или вилку — «от и до»). Если же это резюме непосредственно для потенциального работодателя, то лучше вопрос зарплатных ожиданий оставить до собеседования.

Делать ли разные варианты резюме для разных вакансий?

Да, конечно. Рекомендуется в каждом варианте указывать ту должность, которая заявлена в вакансии. Выделяйте, ставьте на первое место те факты биографии, которые дают вам больше плюсов как претенденту на это конкретное место в данной компании.

Прикладывать ли фото к резюме?

Если в требованиях к резюме это указано, то обязательно. Это нормально, рекрутеры хотят посмотреть на кандидата. Но даже если такого требования нет, приложить фото не помешает (или включить его прямо в резюме, в углу). Не обязательно выглядеть серьезным, можно улыбаться, но в целом фото должно быть скорее сдержанным. Есть подборка женских фото, которые не подходят для резюме — не делайте так.

Какую контактную информацию указывать?

Мобильный телефон, электронную почту и желательно Skype — тогда с вами смогут не только быстро связаться, но и оперативно взаимодействовать по мере прохождения отбора на вакансию.

Что сделать перед отправкой резюме?

Проверьте, не забыли ли вы указать контактный телефон (мобильный), который у вас всегда под рукой, а на балансе есть деньги.

Просмотрите резюме от начала до конца и проведите еще одну чистку, выкиньте все лишнее, не относящееся к специальности.

Убедитесь, что в документе не используются функция автоматической расстановки переносов и выравнивание по ширине — это неприятно. Сделайте также проверку правописания.

Попросите знакомых прочесть резюме. Если после первого прочтения что-то покажется непонятным, например, опыт работы, стоит переделать этот раздел.

Шаблон резюме

Если вам легче составить резюме, пользуясь готовым примером, вы можете бесплатно скачать шаблон (бланк) резюме в формате Microsoft Word, соответствующий описанному плану:

Продвинутый уровень: резюме, которое вас продает

Правильные и неправильные резюме

Алена Владимирская, создатель рекрутингового агентства Pruffi, делит все резюме на правильные и неправильные. В правильных кроме описания должностных обязанностей в каждом вашем месте работы есть еще и показатели. Описывая, где и кем вы работали, укажите в измеримых показателях (деньгах, штуках, времени, процентах), что произошло с вашей зоной ответственности (проектом, продуктом, отделом) за время вашей работы. Например: с тех пор, как я стал вести этот блог, количество читателей увеличилось (за год) на 80 тысяч человек. Или: за год моей работы в отделе продаж количество проданных машин увеличилось на 300 процентов.

Что делать, если таких показателей нет? Нет такой работы. Если вы журналист — насколько увеличился просмотр ваших статей по сравнению со статьями конкурентов? Если учитель — сколько ваших учеников поступили в лучшие вузы страны? Подумайте, и подобные показатели обязательно найдутся.

На что смотрит рекрутер?

Три вещи:

  • Вы адекватный специалист, чью работу можно оценить.
  • Вы структурный человек.
  • Вы просто вменяемы и подумали над своим резюме (поверьте, все это редкость).

Сопроводительное письмо

Почти никто не использует этот великий инструмент. Как утверждает Алена, письма либо вообще не пишут, либо в них пишут адскую дрянь: «Добрый день. Много читаю вас в Facebook, решил откликнуться на вашу вакансию, потому что считаю вас лучшим рекрутером». Во-первых, ни фига вы так не считаете. Во-вторых, что мне дает эта лесть? Денег она мне не дает. А я, закрывая вакансии, про бизнес, а не про приятности.

Что должно быть в сопроводительном письме? Оно должно ответить на два вопроса:

  • Зачем вы этой компании?
  • Зачем эта компания вам?

Соберите информацию о той компании, куда отправляете резюме. Подумайте, почему открыта именно эта вакансия. Подумайте, какие у вас есть преимущества именно для этой вакансии. В ход пойдет все, что вы не можете отразить в резюме: тематические курсовые и дипломные работы, ваши выступления, ваши хобби, ваши мечты.

Например:

Я хочу работать продакт-менеджером в банке, потому что уже полтора года параллельно со своей работой разрабатываю финансовый стартап (ссылка), знаю всех основных игроков индустрии, в своем стартапе реализовал такие-то интересные решения (перечислите) и давно хочу сосредоточиться на работе именно в банковском секторе. К сожалению, мой стартап не имеет достаточных ресурсов для масштабной реализации, но на его примере, поняв основные особенности работы в банковском онлайне, я хотел бы сосредоточиться именно на этом секторе. Я знаю вас как наиболее онлайн-инновационный банк и уверен, мои знания и опыт пригодились бы.

Запомните: сопроводительное письмо должно быть коротким (не более половины страницы), цельным, структурным, и должно четко отвечать на два вопроса: зачем вы им, и зачем они вам. Не надо писать просто «заинтересовала ваша вакансия», это и так понятно.

Не пытайтесь выделиться чем-то глупым

Рекрутер понимает, как вам важно выделиться из потока резюме, но выделяться нужно мозгом. Не надо отправлять резюме в стихах, резюме в форме «мое житие» (придерживайтесь структуры, описанной в начале), а если вы дизайнер — не отправляйте резюме в графической форме. Также не стоит посылать письма с такой историей: «Я ранее никогда не искал работу, поэтому у меня нет резюме. Посылаю вместо него ссылки на отзывы о моих статьях». Поиск работы — это тоже работа. Не можете заняться даже этим, не можете написать о себе — как же вы будете ежедневно работать в найме?

Ссылки

  1. Рубрика «Как составить резюме» — Планета HR.
  2. Как сделать так, чтобы резюме продавало — Siliconrus.com.

Рубрика:Работа Рубрика:Успешность