Стоит ли открывать интернет-магазин

Материал из Рулуса

Начинающим предпринимателям часто приходит в голову идея открыть интернет-магазин. Это модно и на первый взгляд легко. Стоит ли это делать? Удастся ли реализовать мечту и будет ли интернет-магазин приносить доход?

Почему вы хотите открыть интернет-магазин?

Мечта многих людей проста: мало работать и много при этом зарабатывать, и в такой воображаемый сценарий очень часто вписывается именно интернет-магазин (по крайней мере, таково мнение Юрия Чередниченко, автора книги «Маркетинг в интернете: сайт, который зарабатывает»). Иллюзии многих неопытных предпринимателей таковы, что интернет-магазин представляется им неким автоматом по зарабатыванию денег, в то время как его счастливый владелец где-то отдыхает и тратит эти деньги.

Чем реальность отличается от мечты?

Скорее всего, на запуск и поддержание работы интернет-магазина придется потратить существенно больше усилий, чем кажется в начале. Вы будете тратить на него очень много времени, в хорошие месяцы он будет приносить вам какие-то деньги, в плохие — почти нет.

Интернет-магазин потребует от вас быть ориентированным на клиента, развивать отношения с ним, придумывать какие-то акции (например, совместно с купонными сервисами), решать мелкие проблемы в индивидуальном порядке. Если вы не готовы уйти в этот бизнес с головой (или нанять нужных людей) и если вы представляете себе интернет-магазин как что-то, самостоятельно приносящее деньги, то этот бизнес скорее не для вас.

Сколько стоит интернет-магазин?

Стоимость создания интернет-магазина сильно зависит от сложности проекта и от того, используется ли при этом некое типовое решение, или разработка требует индивидуального подхода. По данным исследования, проведенного осенью 2015 года, средняя стоимость разработки интернет-магазина в российской студии составляет 207 тыс. р.

Сумма зависит и от расположения студии — в Москве средняя стоимость интернет-магазина приближается к 400 тыс. р., в других городах она может быть значительно ниже.

Если вы хотите обойтись самым дешевым или бесплатным вариантом, обратите внимание, что в сентябре 2015 года соцсеть «ВКонтакте» запустила раздел «Товары в контакте», который позволяет создавать простые интернет-магазины внутри ВК (точнее, каталоги товаров в сообществах). Чтобы договориться о покупке и доставке товара, покупатель должен будет связываться с администратором сообщества напрямую. Платежные системы к этому разделу пока не привязаны.

Сколько денег приносит интернет-магазин?

По данным на середину 2014 года средний интернет-магазин приносил его владельцу порядка 40 000 р. в месяц — это скорее в успешном случае. Многие интернет-магазины зарабатывают гораздо меньше.

По данным Департамента информационных технологий Москвы, средний доход собственника мелкого онлайн-магазина «относительно невысок и составляет 40 тыс. рублей, причем многим из них приходится совмещать руководство бизнесом с самостоятельной обработкой и даже доставкой заказов» (апрель 2015 года).

Что касается средних и крупных интернет-магазинов с наемными директорами, SuperJob приводит данные о зарплатах на должности «директор интернет-магазина» в 15 городах России. Средний заработок колеблется от 58 до 100 тыс. р.; в Москве от 50-60 до 250 тыс. р, в Санкт-Петербурге — от 45-55 до 230 тыс. р. (июль 2015 года).

Каковы типичные ошибки при создании интернет-магазина?

Сергей Мелихов из агентства Greensight перечислил типичные ошибки и заблуждения предпринимателей при создании интернет-магазинов. Вот они:

  1. Войти на рынок ничего не стоит. Действительно, сделать сайт интернет-магазина не так дорого — это стоит от ста тысяч до миллиона рублей. Однако это лишь начало, ведь в магазин потребуется привлечь покупателей (трафик) и наладить реальные продажи. Порог входа в прибыльный бизнес порой бывает непреодолимым.
  2. Специалисты не нужны, мы сами разберемся. Иногда развитие интернет-магазинов поручают сотрудникам, у которых нет опыта работы в интернет-бизнесе. Такой подход может сыграть с вами злую шутку, так как бизнес в онлайне — это совершенно другой бизнес.
  3. Чтобы добиться успеха, нужно делать не как все. Новички порой считают, что со своим свежим взглядом способны изобрести интернет-магазин заново. Однако здесь уже сложились определенные стандарты, и не нужно заставлять клиентов думать, куда же нажать, чтобы попасть на оформление заказа.
  4. Интернет-магазин — это тот же магазин, только в интернете. Если у вас уже есть обычный магазин или магазины, относитесь к интернет-магазину как к совершенно новому бизнесу — только так вы сможете достичь успеха. В интернете все продается по-другому.
  5. Если есть трафик и конверсия, все в порядке. Не следует фокусироваться только на том, чтобы на сайт приходили люди (трафик) и совершали покупки (конверсия в покупателей). Еще важнее — повторные покупки и «циклы жизни» клиентов. Если у вас кто-то купил что-то один раз — это не бизнес. Бизнес — если у вас покупают постоянно.
  6. Я все правильно сделал, и за это воздастся. Даже если у вас сегодня есть онлайн-бизнес, то не факт, что он будет у вас завтра. Конкуренты не дремлют, а клиентам переключиться в интернете на что-то другое намного легче, чем при совершении покупок в обычных магазинах.

Павел Алешин, генеральный директор компании «Яндекс.Маркет» рассказал о самых распространенных ошибках начинающих интернет-магазинов, которые часто не принимают во внимание, но из-за которых продажи могут не идти, реклама не работать, а долги — копиться.

  1. Технические ошибки. Непродуманный сайт или приложение, магазин не отвечает на звонки и прочее.
  2. Реклама. Не нужно впадать в крайности. Следует пробовать разные варианты, осваивать разные инструменты рекламы.
  3. Тренды. Товар может просто выйти из моды или замениться чем-то более продвинутым. Рынок может насытиться.
  4. Нестандартные товары. Через интернет, например, тяжело идут продукты питания. Особо дорогие товары покупатели только выбирают в интернете, однако покупать их идут в обычный магазин.
  5. Внешние причины. Например, если в город приходит крупный продавец электроники, это портит жизнь небольшим интернет-магазинам.

С какими трудностями предстоит столкнуться?

  1. Стоимость привлечения одного посетителя на сайт сейчас намного выше, чем была когда-то раньше. На массовом рынке ее можно условно считать равной 20 р. (упрощенно говоря, вы платите за каждый показ вашей рекламы или за каждого посетителя, нажавшего на нее, и в итоге один привлеченный человек обходится примерно в эту сумму). Это еще не все: далее, если 1 из 100 посетителей совершит покупку (это нормальное соотношение), то получается, что один клиент обойдется вам в 2000 р. Сколько же вы сможете на нем заработать? Удастся ли выйти в плюс?
  2. Эксперты сходятся во мнении, что к 2015 году маржинальность в секторе электронной коммерции снизилась, что связано с легким входом на этот рынок и возросшей конкуренцией. Для современного российского рынка также характерны высокое проникновение трансграничной торговли (люди много заказывают из-за рубежа) и существенная доля серых игроков на рынке, торгующих товаром из неофициальных поставок.
  3. На свой интернет-магазин вам придется тратить много времени (точнее, почти все свое время) — постоянно придется решать проблемы с клиентами, курьерами, поставщиками. Обратите внимание на материал «Почему не стоит исполнять капризы покупателей» в The Village — он даст вам представление о возможных проблемах, о которых вы даже не подозревали.
  4. Если вам кто-то обещает, что повысит конверсию в несколько раз — скорее всего, это хитрость. Какая конверсия имеется в виду? Больше людей позвонит? А больше ли людей закажет товар? Не верьте сказкам.

Аркадий Морейнис (частный инвестор) в феврале 2016 года отметил следующие минусы интернет-торговли:

  1. Высокая стоимость привлечения покупателя (рекламный бюджет интернет-магазина, деленный на количество покупателей).
  2. Дорогая логистика (в крупных городах интернет-магазины приучили клиентов к бесплатной доставке, но ее себестоимость отнимает часть прибыли). Посмотрите, насколько масштабно организована сборка заказов в одном из крупных российских интернет-магазинов.
  3. Низкая импульсивность покупок (в интернете нет возможности пощупать товар и тут же получить его, если он понравился).

Существует расхожее мнение, что расходы у интернет-магазина намного ниже, чем у обычного, так как не нужно арендовать торговые площади. Однако это мнение ошибочное. Александр Малис, президент «Евросети», сказал в интервью (11.05.2016):

То есть вы не верите, что онлайн будет постепенно вытеснять традиционные продажи, в том числе за счет более низкой себестоимости бизнеса?

Интернет — не такая дешёвая среда. Это кажется, что он дешёвый. Все говорят «мы уйдём в интернет, склад не нужен, офис не нужен, ИТ-системы не нужны, доставка не нужна, логистика не нужна, маркетинг не нужен». Всё это нужно. Вы посмотрите, сколько времени живут крупные онлайн-ритейлеры и все это время они остаются убыточными. На самом деле в интернете себестоимость не ниже, чем в офлайн, в каких-то случаях даже выше. Это неправильная логика — что один человек платит за аренду магазина, а другой просто создает сайт за минимальные деньги и продает все то же самое. Точка около метро сама генерирует продажи, а на сайт интернет-магазина человек должен откуда-то прийти, и это привлечение стоит очень существенных денег. И это только один из нюансов, о которых обычно забывают, когда говорят о дешевизне онлайн-ритейла.

По словам Малиса, онлайн-продажи у «Евросети» составляют около 5%, и он считает это нормальным.

Какой интернет-магазин лучше открыть?

Эксперты отмечают, что в сфере электроники, одежды и обуви конкуренция сейчас очень высока. В 2015 году наблюдаются две тенденции: люди либо продают товары уникальных на российском рынке брендов, либо создают что-то сами. Советы экспертов и участников рынка собрал «Секрет фирмы».

Стоит ли идти в массовый рынок или лучше выбрать узкую нишу?

Конкуренция в нишах меньше (или вовсе отсутствует), но и заработать там получится меньше (в общем случае). Постарайтесь учесть предыдущий опыт предпринимателей, не думайте, что ваша ситуация уникальна и неповторима. Частая ошибка — иллюзии относительно существования ниши как таковой. Возможно, спрос на товары, которые вы собираетесь продавать, во много раз меньше, чем вы себе представляете поначалу.

Стоит ли открывать интернет-магазин, если нет опыта или его мало?

Тенденция такова, что сейчас происходит укрупнение больших интернет-ритейлеров за счет вытеснения с рынка более мелких игроков. В 2013—2014 гг. посещаемость сайтов небольших интернет-магазинов (менее 20 тыс. посетителей в месяц) снизилась на 10% (по данным Data Insight).

Как сказал директор по маркетингу InSales Артем Соколов, если раньше в онлайн-торговлю приходили домохозяйки, ветеринары и вчерашние студенты, то сейчас в него идут те, кто уже умеет торговать. Это и представители крупной розничной торговли (федеральные сети), и совсем мелкий бизнес — например, торговцы с «Горбушки» или с рынка «Садовод», которые умеют зарабатывать и быстро учатся продажам в интернете.

Как у других?

Вот один из отзывов предпринимателя, решившего уволиться с работы и открыть интернет-магазин.

Вот он я, тот самый персонаж с мечтой «работать поменьше, зарабатывать побольше». 2 года назад уволился с работы, точнее подсидели грамотно, но не суть. Отработав до этого много где, как говорят «на дядю», который выжимал из сотрудников все соки, узнав, что такое «бизнес по русски» и не досчитавшись пары зарплат, решил работать сам на себя. Решил, ок! Начал думать, чем заняться, искал ниши, все идеи требовали вложений исчисляемых в миллионах, автомойка/пекарня/доставка суши-пиццы и проч. Понял, что занимать столько это анриал. Начал думать дальше, встретил товарища, разговорились, он рассказал что работает на складе в интернет-магазине, рассказал всю схему работы, дал поставщиков и все расклады. Я задумался. Начал калькулировать, советоваться, расчитывать. Все было радужно, хоть и товар был специфичен, но маржа и прочие условия подстегивали. Классно было на бумаге, но забыли про овраги (Далее вспомнил про одноклассника, у него уже был интернет-магазин, по продаже чая, посоветовался с ним, он сказал «из всего можно сделать конфетку! дерзай!» Сам он программер, говорит, вот на битриксе тебе сайт даже помогу сделать, из статьи расходов сразу выпало 100-150тыс, ну хорошо, я обрадовался. На деле вышло динамо на пол года и в итоге доделывали другие люди, и 100 тыс все равно ушло. Домен купил на аукционе и дешево, потом и поплатился, об этом позже. Свой склад держать было не нужно, поставщик отгружал от 1 шт. в день заказа. Сделали автоматическую выгрузку каталога с фотками, описанием и актуальными остатками, подгрузка каталога каждый час. Запустили контекстную рекламу в сентябре 13 года. Сам на телефоне, сам курьер, сам копирайтер. Сейчас июль 14 года, на сайт ходит 20-40 человек в день, по факту 3 заказа в месяц. Очень испортило продвижение доменное имя, оказалось с плохой историей, по крайней мере так говорит фирма, которая продвигает. Потрачено 500 тыс., а воз и ныне там. Просчитался с раскруткой. Сейчас ищу работу, что бы параллельно развивать проект. Но туго, работодатель видя трудовой пробел в 2 года и узнав, что в это время было ИП, реагирует как черт на ладан. Замкнутый круг, чемодан без ручки, верю, что пройдет время и проект победит, но уж очень затратно оказывается и по времени ни в какие рамки не лезет. Если бы с моими нынешними знаниями мне предложили вступить в это болото еще раз, вступил бы и сделал бы все сразу как надо, сэкономив время и деньги. Но это уже совсем другая история. (источник)

Изучите также опыт Натальи Кулаковой, которая открыла продуктовый интернет-магазин «Оновамнадом», боролась с трудностями и в итоге закрыла его: «Как я открыла интернет-магазин».

Как понять, смогу ли я управлять интернет-магазином?

Представьте, что ваш интернет-магазин продает технику и аксессуары. Пройдите небольшой забавный тест из 10 вопросов «Сможете ли вы управлять интернет-магазином?» (создан совместно с Яндекс.Кассой).

Ссылки

  1. Нет — Сети: Почему не стоит начинать бизнес с интернет-магазина — Юрий Чередниченко.
  2. 6 ключевых ошибок при запуске интернет-магазина — Сергей Мелихов, агентство Greensight.

Рубрика:Бизнес Рубрика:Интернет