Как обслуживать велосипед
Содержание
Как чистить и мыть велосипед?
Засохшую грязь можно счистить старой зубной щеткой или пластиковым скребком. Почистить кассету на велосипеде можно с помощью ножовочного полотна, обернутого в тряпку-микрофибру (или аналогичного приспособления). Если кассета сильно загрязнена, большая часть грязи удаляется жесткой металлической щеткой. Ролики, по которым проходит цепь, можно очистить, прижимая к ним скребок или плоскую отвертку и аккуратно вращая педали.
Способ мытья велосипеда, доступный всем — тряпка и ведро с водой. Лучше всего мыть велосипед сразу после поездки или гонки, не дожидаясь засыхания грязи. Колеса можно снять и помыть отдельно (например, в ванне, с помощью мягкой щетки).
Не следует мыть велосипед аппаратами типа «Керхер», которые используются на автомойках. Они создают слишком большое давление, и вода может попасть туда, куда в обычных условиях не попадает — например, в подшипники. А это крайне нежелательно.
Когда вы моете велосипед тряпкой, некоторые его места труднодоступны. Кроме того, мелкими песчинками вы постепенно царапаете краску (по той же причине не советуют мыть тряпкой автомобиль). Поэтому более хорошим вариантом для мойки велосипеда считается садовый опрыскиватель. Достаточно емкости 5 л. Он дешев (от 300 р.), экономично расходует воду и его нетрудно вынести во двор вместе с велосипедом. Перед мойкой нужно создать давление несколькими нажатиями, а в процессе — повторить подкачку два-три раза.
После мойки велосипед следует протереть сухой тряпкой и высушить, а затем смазать цепь. Не оставляйте цепь во влажном состоянии.
Перед тем, как смазывать, для удаления остатков старой смазки можно воспользоваться средством типа WD-40 (LM-40) — побрызгайте им на цепь, вращая педали назад, и дайте стечь. Будьте осторожны — не допускайте попадания средства на роторы дисковых тормозов, в колодки, на колеса (закрывайте газетами, пленкой и т. п.)! Затем протрите тряпкой цепь и кассету.
Как и чем смазывать велосипед?
Неискушенному владельцу достаточно смазывать только цепь. Самое главное — не количество смазки, а то, насколько хорошо вы почистили цепь (плюс ролики и звезды, с которыми она соприкасается). Грязную цепь можно вымыть водой с жидкостью для мытья посуды (с помощью зубной щетки), затем протереть и просушить. После этого взять смазку для цепи (купите ее в веломагазине) и капнуть по одной капле в каждое соединение звеньев, медленно прокручивая цепь назад. На это потребуется всего пара минут. После этого ее снова нужно протереть сухой тряпкой — лишняя смазка вредит, собирая грязь и создавая черную кашицу. Снаружи цепь должна быть сухая.
Главное — хорошо очистить (вымыть) цепь, высушить, и только потом смазать.
Одной смазки хватает примерно на 100 км пути. Если вы ездили в плохую погоду, под дождем, то не помешает вымыть цепь и смазать заново.
Кассету (звезды на заднем колесе) смазывать не нужно. Они должны быть просто сухие и чистые.
После мойки можно также побрызгать обычной силиконовой смазкой в движущиеся части переднего и заднего переключателя. Следы смазки, оставшиеся снаружи, удалите тряпкой. Силиконовую смазку можно использовать для манеток, тормозных ручек, если они заскрипели.
Еще одно напоминание: не допускайте попадания смазки или очищающих средств на тормоза.
Нужно ли велосипеду техническое обслуживание?
Да, минимум раз год, в начале сезона, велосипед следует отдавать в веломастерскую на техническое обслуживание. Его осмотрят, определят, какие узлы износились и требуют замены, проверят и настроят тормоза и переключатели скоростей, поправят колеса, если на них есть «восьмерки». Возможно, потребуются какие-либо более сложные операции — например, переборка вилки.
Такой подход — регулярное ТО, а также обращение в мастерскую при малейших проблемах — является оптимальным при эксплуатации велосипеда.
На новом велосипеде, даже на самом дорогом, через некоторое время немного растянутся тросики и их нужно будет подтянуть, иначе четкость переключения передач ухудшится. Если вы не уверены, что справитесь сами, это будет первым поводом заехать на техобслуживание в вашу мастерскую.
Помните также, что при эксплуатации велосипеда цепь постепенно растягивается. Есть определенный предел, после которого цепь необходимо заменить (это могут определить в мастерской специальным калибром). Нельзя эксплуатировать велосипед с растянутой цепью — она будет «съедать» кассету, а кассета стоит существенно дороже цепи.
Единственная просьба, которую работники веломастерских всегда повторяют — привозите велосипеды на обслуживание и ремонт в чистом виде.